среда, 12 октября 2016 г.

Грузия. День 1 и 2. Тбилиси.

В последнее время Грузия становится очень популярным местом у туристов. Не знаю как в других странах, но в Израиле - точно. Причём ездят не только “русские”, но и местные. Про туры на джипах слышу постоянно. А тут, как раз, у меня большой отпуск наметился. У нас дают дополнительный месяц отпуска раз в 7 лет, а я, как оказалось, уже 14 лет на одном месте работаю. Вообще-то, я собирался провести его исключительно дома. Всё таки, это уже второй отпуск в этом году. Первый мы провели в Нидерландах и я про него до сих пор не отчитался. Закрытие Пикасы совершенно выбило меня из колеи. Сейчас вроде немного успокоился и освоил способы загрузки через мёртвую Пикасу и добавления фотографий в пост из архива альбомов. Матом в уме ругаюсь каждый раз когда нужно добавить фотографию. Хотя, лучше Лаврова работников Гугл вряд ли кто смог бы охарактеризовать.

В общем, начну с Грузии - по свежим следам :)

Оглавление серии "Грузия":
- Часть 1. Тбилиси. (Вы тут)
- Часть 2. Кахетия.
- Часть 3. Тушетия.
- Часть 4. Блошиный и Дезертирский рынки Тбилиси.

Так вот, собрался я, значит, провести отпуск дома, как вдруг, присылает мне Людмилка объявление о поездке в Грузию небольшой группой на 9 дней из которых 3 дня на лошадях...

Название привлекательное: “Культурно-гастрономический конный тур по Тушетии (Грузия)” (Пост в ЖЖ, Мероприятие в Facebook). Почитал, подумал и решился. А что? Конный тур для начинающих, значит должно быть легко и не страшно. Едем в заповедник где водятся “волки, лисы, бурые медведи и рыси” - есть шанс наделать интересных фоток, если повезёт ;) Ну и тур “культурно-гастрономический”, значит познакомимся поближе с культурой жителей Тушети и хорошо покушаем :)

День первый. Прилёт.

Перелёт в стоимость не входит и билеты удалось взять не самые удачные - прилетаем поздно вечером. Так что, из девяти дней остаётся только восемь. Хотя… Первый вечер мы умудрились провести ТАК… Оказалось, что хозяин гостиницы сам готовит вино и чачу, и угощает плодами своего труда постояльцев. В столовой гостиницы висит колба с чачей - пей сколько влезет (правда, на колбе написано что бесплатно только 50 грамм), а в холодильнике кувшинчики с белым вином. В честь нашего приезда хозяин быстренько организовал каких-то колбасок, сыров и овощей, чтобы мы могли растянуть удовольствие. В общем, в первый вечер мы напились. Оказалось, это совершенно не страшно. Во первых, на утро похмелья практически не было. Во вторых, в Грузии вставать рано совершенно не принято. Начинать день в 10 утра является нормой!

Update: В Грузии мы брали местную симку. Всегда меня смущает фиксированная плата за 1, 3, 5ГБ которые, неизвестно, израсходую ли? Хватит ли? Сейчас нашёл наконец-то нормальную СИМку для зарубежных поездок: Drimsim. Симка не ограничена по времени и очень точно расходует деньги только за тот интернет которым вы пользуетесь. Цена - 1 евро-цент за мегабайт (10€ за 1ГБ) и 3 евро-цента за минуту разговора в большинстве стран мира. В Грузии полтора евро-цента за мегабайт и два с половиной евро-цента за минуту разговора. Точный тариф и остаток средств отображаются в аппликации. Те кто установит аппликацию и закажет симку перейдя по ссылке (https://drimsim.app.link/XJX9A4aCrR) получат 7 евро при первой зарядке. Я, кстати, тоже получу за это 7 евро :) Это у них такая реферальная программа.
Из недостатков: 1) при оформлении заказа, первое письмо на электронную почту приходит только когда карточку физически отправят, то есть, через 1-3 дня; 2) в Израиль карточка идёт почти месяц; 3) после первой установки новой симки в телефон и настройки всех параметров работать она начнёт только через 12-24 часа, о чём нигде не написано, только в недрах часто задаваемых вопросов. Так что, позаботьтесь о заказе заранее и не затягивайте с активацией полученной симки.

2. Готовимся к взлёту

3. Летели грузинскими авиалиниями. Те кто летал израильскими авиалиниями наверняка обращал внимание на галдёж и хаотическое движение пассажиров по самолёту. Думаю, евреи и грузины - народы братья. Грузинский рейс из Израиля - это апогей не прекращающегося галдежа и броуновского движения! :)

4. Не помню сколько кувшинчиков вина мы выпили в первый вечер

5. Чачу хозяин выстаивает в бочках от вина, от чего она приобретает цвет, вкус и аромат хорошего коньяка

День второй. Тбилиси.

Проснулись. Из окна неплохой вид на Тбилиси. По карнизу прошёл кот. Жаль что не зашёл в гости :( Позавтракали, пересчитались, дождались экскурсоводов и, ближе к одиннадцати, выдвинулись в сторону старого города.

Наверное стоит рассказать немного о составе группы. Всего туристов было 6 человек. Трое уже тёртые калачи, участвовавшие в подобных приключениях, с опытом конных походов и ещё трое, в том числе и мы с Людмилкой, салаги: в конных походах не участвовали, хотя и взяли по несколько уроков верховой езды. Организовала всё это дело и постоянно сопровождала нас Юля. С грузинской стороны с нами всё время был и везде нас возил Паата. В Тбилиси нашим экскурсоводом была Русико, а в Тушети - Хе Бе.

6. Вид из номера гостиницы

7. Котика на карнизе сфотографировать не удалось, но разве может пустовать карниз у окна фотографа? ;)

8. Собственно, наша гостиница: “Угол” :)

Путь в старый Тбилиси лежит через Сухой мост и блошиный рынок. Блошиный рынок покажу попозже. Мы довольно основательно прошлись по нему в последний день.

Тбилиси сразу напомнил Украину. А может все города на постсоветском пространстве чем-то похожи? Множество обветшалых построек соседствующих с ультрасовременными монстрами из стекла и бетона, раздолбанные дороги, импровизированные рынки посреди городских площадей, в парках и подземных переходах… Эдакий уютный бардак.

10. Это подземный переход

11. Памятник архитектору Шота Кавлашвили

12. Фонарщик

13. Дворник

14. Берикаоба. Скульптурная группа (Автандил Монаселидзе, 1981 г.)

15. Театр и кафе Резо Габриадзе

Отвлекусь на секундочку чтобы рассказать как тут всё запутано. Резо Габриадзе, фотографию театра и кафе имени которого я показал выше, является автором фильма “Мимино”, который частично снимали на аэродроме Телави, где в конце 18-го века размещалась резиденция грузинского царя Ираклия Второго, именем которого назвали аэропорт открытый на месте съёмок. Однако, в народе название “Мимино” так приклеилось к этому месту что иначе новый аэропорт никто не называет. Даже на дорожных знаках и фасаде аэропорта написано не имя царя Ираклия Второго, а “Мимино”. По дороге в Телави мы даже видели этот указатель, но сфотографировать его я не успел :( По сюжету фильма, Мимино (на самом деле главного героя фильма зовут: Валико Мизандари. Мимино (сокол) - это прозвище), уроженец одной из деревень Тушети. И часть съёмок фильма проходила именно там. Некоторые пейзажи в фильме очень узнаваемы. Например, деревня Омало, в которой снимались сюжеты с семьёй Мимино, в которую мы поедем.

16. Анчисхати, церковь Рождества Девы Марии

Церковь Рождества Девы Марии - одно из древнейших зданий в Тбилиси, построенное в VI веке царём Иберии Дачи Уджармели, который сделал Тбилиси столицей. Название “Анчисхати” церковь получила в XVII веке, когда в неё перенесли на хранение икону Спасителя (Спаса Нерукотворного) из Анчийского кафедрального собора (Тао-Кларджети), чтобы уберечь от Османского вторжения.

17.

18. Потолок

19. Кстати, Анчийской иконы тут уже давно нет. Сейчас она хранится в Золотом фонде Государственного музея искусств Грузии. Наверное из-за серебряного с золотыми вставками оклада, который для неё сделал Бека Опизари в XII веке

20. Улочка плотно уставленная кафешками и ресторанчиками

21. Просто виноград

Переходим Куру по мосту Мира, также именуемому в народе: прокладкой :)

22.

23.

24.

Попадаем в парк Рике, откуда по канатной дороге поднимаемся к крепости Нарикала. Там ещё есть ботанический сад, но снаружи он выглядит довольно жалко. С горы открывается приятный вид на город.

25. Мать - Грузия (Мать Картли)

26.

27.

28.

Крепость Нарикала ничего особенного из себя не представляет. По крайней мере, сейчас. Землетрясение 1827-го года нанесло ей непоправимый ущерб и с тех пор крепость не восстанавливалась. Однако, в лучшие свои годы она считалась самой укреплённой и неприступной на всём Великом Шелковом пути. Крепость настолько древняя что никто точно не знает когда она была построена. Предполагают что её построили в IV веке когда основали город. Изначально она называлась Шурис-Цихе (Завидная Крепость). В VII-VIII веках её достраивали и расширяли арабы, а в XI-XII веках – монголы. Именно от монгольского “Нарын Кала” (Малая Крепость) крепость получила своё современное название .

29.

30. Есть довольно целые участки стены

От храма Святого Николая идём в сторону серных бань. Тут у нас обед в замечательной чебуречной :)

31. Пока спускаемся, заглядываю в чей-то подъезд

32. Царь Вахтанг I Горгасали (волчья голова) - один из основоположников грузинской государственности. Возможно, именно он основал Тбилиси

33. Бани и парк возле них

34. Тут установлен памятник игральной кости (кочи) у которого грузины играют... ну, не в кости, конечно, но играют :)

35. Сокол и фазан

Одна из легенд гласит что раньше здесь были непроходимые леса. Однажды в них охотился царь Вахтанг I Горгасали. Царский сокол погнался за фазаном в ущелье. Когда охотники спустились туда, то увидели, что сокол с фазаном в когтях сварился в источнике с горячей водой. По другой легенде, раненый фазан попав в источник исцелился. Царь осмотрел место и велел заложить здесь город, который назвали Тбилиси ("тбили" - тёплый, Тбилиси - "тёплый источник"). Правда, к тому времени на этом месте уже существовал город как минимум пару столетий.

36. А вот и чебуреки :) Уж мы их ели и с таким мясом, и с сяким, и с грибами, и с сыром, и, даже, со сгущёнкой! Чебуреки были такие вкусные что я даже забыл их сфотографировать :)

Попытались подойти к водопаду Легвтахеви, но подход к нему был закрыт из-за небольшого обвала.

37. Стоки серных бань. Серную воду сразу видно по ярко зелёным и белоснежным водорослям

38. Там вдалеке водопад Легвтахеви. Возможно от него и берёт своё начало Тбилиси

39. Мостик...

40. ...увешанный замками

41.

42. Это возле ресторана Мачакхела в котором у нашей группы запланирован ужин. Но у нас с Людмилкой на этот вечер несколько другие планы ;)

43. Памятник Сергею Параджанову

44. Тамада. Это увеличенная в 17 раз копия фигурки VII века до нашей эры найденная в западной Грузии. Представляете с каких времён в Грузии жива традиция виноделия и пития? Не мудрено что Грузия осталась христианской в то время как прочие её соседи поддались влиянию Ислама ;)

45. Памятник Софико Чиаурели в Сионском сквере. Это буквально через дорогу от Тамады...

46. ...но тут такой облом

47. Большая (или Ахалцихская) Синагога

48.

49.

Считается что в Грузию евреи пришли в VI веке до н.э. после того как в 586 году до н.э. вавилоняне разрушили Первый Храм (Храм Соломона). Называли они себя эбраэли или исраэли. Интересно, что, в отличии от других диаспор, грузинские евреи не создали себе такого бытового языка, как идиш в Центральной и Восточной Европе или ладино в Испанских колониях, а использовали грузинский в повседневном общении и иврит для чтения торы. Правда, торговцы всё же напичкали грузинский язык ивритскими словами и создали жаргонный язык киврули (типа, еврейский).

50. Такие вот цитаты и граффити украшают практически все винные магазины :)

51. Подобных зданий в старом Тбилиси полно

52. А если заглянуть во дворы…

53. ...да что там, во дворы, - заглядывайте в каждый подъезд!

54.

55. Одно и тоже объявление на грузинском и английском. Сто долларов против шестидесяти лари (~26 долларов)... Ничего так разброс цен

56. Площадь Свободы и монумент Георгию Победоносцу

57. Святого Георгия очень почитают в Грузии, а его крест украшает флаг страны

Святой Георгий - интересный персонаж. Он был одним из наиболее популярных персонажей раннего Христианства. При этом, его подвиг повторяет ещё более древние языческие мифы. Его образ можно проследить аж от Древних Греков. И это всегда всадник с копьём поражающий дракона дабы освободить прекрасную царевну от жребия жертвы. Правда, в Христианстве, Георгий принял мученическую смерть за веру от рук римского императора - Диоклетиана. Но, на некоторых Христианских иконах можно встретить Георгия на коне и с копьём поражающего совсем не змея, а некоего царя. Какого именно? Тут версии расходятся. По одной - это какой-то мелкий царёк поверженный Георгием во славу своего будущего мучителя и убийцы, и гонителя христиан - Диоклетиана. По другой - это сам Диоклетиан (персидский император Дациан в латинской версии того же предания).

Тут наша группа разделилась. Договорились встретиться за ужином в ресторане Мачакхела, но мы с Людмилкой вернулись в гостиницу чтобы привести себя в порядок и развиртуализироваться с нашими давними форумными друзьями по переписке :)

58. Спускаемся к Куре по улице Пушкина. Тут, прямо под дорогой раскопки древней крепости времён арабского правления

59. О! Косплейер! :) Забыл спросить, может у них как раз фестиваль проходил, как у нас?

Встретились с друзьями и вернулись в кафе Габриадзе поужинать. А там, как в “Как размножаются ёжики”: “Штирлиц сидел за столиком накрытым на восьмерых. Штирлиц ни кого не ждал” :) 11 блюд на четверых, даже под грузинское вино - это перебор.

60. Вся отделка кафе, даже занавески на окнах, сделаны по эскизам Резо Габриадзе, а столы расписаны им лично!

61.

62.

63.

После ужина поднялись на фуникулёре на гору Мтацминда чтобы поснимать ночной Тбилиси.

64.

65.

66. Мост Мира. Десять тысяч лампочек!

67.

На этом второй день путешествия закончился. Завтра мы покинем уютную гостиницу в Тбилиси и вернёмся в лоно цивилизации лишь на восьмой день путешествия.

А пока вы ждёте продолжения, вот вам небольшое интригующее видео. Это “бродячие артисты” поют в ресторане Георгиан. Вместо видео-ряда - подборка фотографий из путешествия :)

Читать дальше >>>

Все фотографии в альбомах:

Google Photo
День 1 (27 фотографий)
День 2 (386 фотографий)

Предыдущая частьПродолжение

Грузия. День 3 и 4. Кахетия.

Часть вещей и чемоданы оставляем в гостинице. Всё самое необходимое пакуем по походным рюкзакам, грузимся в машину и едем в Кахетию. В основном, Кахетия знаменита своим вином. Именно за ним туда все ездят. Однако, общее увеличения числа туристов в Грузии значительно оживило и этот, ранее слабо развитый, регион.