среда, 15 апреля 2015 г.

...в философском саду

В преддверии Дня Катастрофы европейского еврейства (Йом ха-Шоа) хочу вернуться к теме японцев и евреев, которую затронул рассказывая о нашем посещении Бэйт Шалом в Киото. Там я перефразировал бородатый анекдот, сказав что в стране самураев никогда не знали евреев. Фактически, японцы вообще мало кого знали. После первого контакта с западным миром и проникновения в Японию Христианства, почуяв, что миссионеров интересуют совсем не души прихожан, а деньги и власть, японцы вырезали собственных, уже обращённых в Христианство, соплеменников и перекрыли границы. Первые евреи проникли в Японию только после открытия границ в 1853-ем году. Иудаизм японцы считали ответвлением Христианства, а основную информацию о евреях почерпнули из “Протоколов сионских мудрецов”. И тут я хотел бы остановиться и провести небольшое сравнение религий и поведения их адептов. И, вообще, поразмышлять.

Что происходит с адептами Авраамических религий когда они слышат от своего авторитетного соплеменника фразу: “Кругом враги!”?

Ислам полностью снимает ответственность с совершившего преступление под действием обмана и переносит её на обманувшего. Плюс к этому, каждый мусульманин уже имеет зарезервированное место в Раю с момента произнесения шахады. Все мы грешны, так что муки могилы и очищение в Аду всё равно ждут каждого мусульманина не умершего шахидом, но главное что муки в Аду не вечны, а Рай - вечен! Поэтому у мусульманина нет никаких проблем взять в руки оружие и пойти убивать. Если повезёт, можно стать шахидом, если нет - вина лежит на обманувшем. В худшем случае: надбавка к уже имеющемуся сроку в Аду.

Христианство так же предлагает всепрощение. В момент истины прощение можно вымолить, благо есть оправдание: был обманут. Или, даже, получить отпущение грехов, как после преступления, так и до, чётко осознавая грядущие действия.

Общее у Ислама и Христианства то что в них акцент стоит на вере. Поэтому их адепты легко поддаются чужому влиянию. Обе религии предусматривают перенос вины, тем самым, уменьшая личную ответственность.

С Иудаизмом сложнее. Иудаизм поощряет сомнение. Поэтому фраза: “Кругом враги!” разделит иудеев на три лагеря: тех кто усомнится в первой половине фразы: “так уж и кругом?”, тех кто усомнится во второй половине: “так уж и враги?” и тех кто усомнится в самой фразе: “так уж и кругом враги?”. Думаю, что именно за это евреев и не любят власть имущие - за то что евреи во всём сомневаются и ими трудно управлять. А что у нас с личной ответственностью? Прочитайте Ветхий Завет - все его персонажи получили наказание за свои проступки. Все! Даже пророки. Ни в Христианстве ни в Исламе такого и близко нет.
Правда, в Иудаизме существует масса течений, требующих от своих адептов веры в правоту учителя (раввина). Управлять ими так же просто как христианами или мусульманами.

Что общего у всех трёх Авраамических религий? Чёткий вектор указывающий на добро. Достаточно умело манипулировать информацией и вечными ценностями, и аудитория пойдёт за оратором по трупам “врагов”. Потому что так сказал авторитет. Он уже за всех подумал и взял на себя ответственность.

* * *

Одним из пунктов назначения нашего путешествия по Японии был буддийский храм Рёан-дзи и философский сад камней.

Сад камней - это засыпанный “причёсанным” мелким гравием ограждённый с трёх сторон стенами участок с расставленными в нескольких местах островками с камнями. Расставлены камни таким образом чтобы наблюдая из любой точки выходящего на сад балкона наблюдатель мог видеть только четырнадцать камней из пятнадцати. Новичкам может показаться что им удалось увидеть все 15. Эта иллюзия возможна из-за неровной структуры камней. Считается, что реально увидеть все 15 камней может только достигший просветления.

Автор не объяснил, что именно он хотел сказать своим произведением. На протяжении веков люди видят в нём каждый своё, но не спорят. По крайней мере японцы. Японцы вообще ни с кем не спорят, но и не обязательно верят. Они все принимают к сведению. Размытость понятий о добре и зле, и огромная личная ответственность приводят к тотальному сомнению, уважению к чужому мнению и взвешенности собственных поступков.

В японском Синто-Буддизме личная ответственность вознесена на такие высоты, что даже действовавший под влиянием обмана японец, в момент истины, предпочтёт совершить сэппуку (харакири). Это настолько глубоко сидит в японцах, что они по сей день боятся ошибаться. А если на это наложить их невероятную услужливость… Мы несколько раз наблюдали как начинало колбасить японцев когда они были не в состоянии нам помочь. Спросите у японца как пройти “туда не знаю куда”, уверяю вас, он будет выглядеть так будто вы ткнули в него электорошокером.

Так как вектор добра в Синтоизме размыт, каждый японец должен сам, путём анализа полученной информации и видения действительности, решать принимает ли он чью либо сторону или остаётся в стороне. Решать так, как будто от этого зависит его собственная жизнь. И не только эта, но и все последующие. Сомнениями в собственной правоте и размышлениями о сделанном и не сделанном выборе пронизаны почти все японские произведения литературы и кино в куда большей степени чем у других народов. Затяжные паузы на размышления часто встречаются даже в детских анимационных фильмах и, даже, в очень не детских ;)

* * *

То что японцы сделали с евреями во время Второй Мировой войны - яркий пример принятия решения Синтоистом. Разумное и взвешенное. Имея на руках лишь “Протоколы”, в которых говорится о невероятной хитрости евреев, мировом господстве в бизнесе и СМИ, японцы решили подробно изучить феномен, чтобы самим достичь мирового превосходства. Результат, как говорится, на лицо! Только в 2010-ом году Китаю удалось сместить Японию со второго места в Мире по номинальному значению ВВП. По суммарному тиражу ежедневных газет Япония занимает первое место в мире. Третье место по средствам, затрачиваемым на науку. Среди японцев 13 нобелевских лауреатов по физике, химии и медицине, три лауреата Филдсовской премии и лауреат премии Гаусса!

Шучу, конечно :) Евреи тут ни при чём (наверное). Для изучения еврейского вопроса, в начале Второй Мировой войны, живших в Японии и на захваченных территориях евреев вывезли в Маньчжурию, где поселили в открытом гетто. Открытом! Туда же принимали евреев спасавшихся от преследований в Европе. Естественно, ничего интересного из этого не вышло. Разве что, спасли не мало евреев. Но, самое главное, - даже обладая ужасающими входными данными о евреях, японцы не совершили той же ошибки, которую совершили большая часть стран Европы и Азии.

Напомню, в те годы японцы считали своего императора живым воплощением богини Аматерасу на Земле, а себя - избранной нацией.

* * *

Разговаривая с разного рода фанатиками, я замечал одну общую черту - никто из них не реагирует на вопрос: “что если ты ошибаешься?” Единственное, чего от них можно добиться в ответ на этот вопрос - это вагон аргументов о том почему они не могут ошибаться. Но вопрос, ведь, совсем не в этом...

А вы? Сомневаетесь ли в правильности действий совершаемых вами на выбранном пути? Готовы ли нести ответственность за свои действия в случае если выяснится что цель была ложной или не оправдывает выбранные вами средства её достижения? Как часто вы задаётесь этими вопросами и как далеко заходите в их разрешении? Отвечать мне не нужно. Мне ваши ответы ни к чему.

Взгляните на любую спорную ситуацию современного мира. Как в философском саду камней, никто не видит всей картины, но каждый думает что видит и имеет своё мнение. Возможно ли узнать чья позиция верна при условии что задумка Автора неизвестна?

В качестве послесловия:
"У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я - дурным. Я считаю это хорошим, он - дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди".
Принц Сётоку. VII век.

Японцы поют на иврите песню: Молитва о мире в Израиле / תפילה לשלום המדינה


Рекомендую: Япония за две недели.



Комментариев нет:

Отправить комментарий